Плетистые розы

3 июня 2020
     
Сергей Гуляев про  плетистые розы.



     Прекрасно развитые плетистые розы в полном расцвете вызывают бурю восторгов, сравнимую разве что с восторгами от любования сакурой. В человеческом языке  просто не хватает слов, чтоб выразить всю степень восхищения, почти религиозного транса, в который впадает каждый, впервые увидевший это чудо. Сотни тысяч прекрасных цветов, собранных в огромные соцветия, охапками свешиваются с высоких опор, как некое подобие многоцветного водопада, переполняя душу волнами радости. И, к счастью, в отличие от мимолётного волшебства сакуры, цветение плетистых роз длится долго! Многие эту картину впервые видят в тёплых странах, и мечта воссоздать подобное великолепие у себя на даче не оставляет долгие годы, заставляя испытывать всё новые и новые сорта плетистых роз, в надежде повторить сказку.
   Попробуем разобраться, насколько это возможно в суровых условиях средней полосы  и на Северо-Западе России.
   Прежде всего, несколько слов из систематики роз. Различают две большие группы плетистых роз – клаймеры и рамблеры. Первая группа содержит сорта роз, цветущие повторно, имеющие довольно жёсткие побеги, нарастающие даже в европейских странах на высоту от 2 до 3 метров. Чаще всего у них довольно крупные цветы, единичные или в небольших соцветиях – по 3-5 цветов, редко их больше 10. Среди этих роз некоторые  старинные группы – ремонтантные, бурбонские, а также плетистые формы чайно-гибридных и розы из группы Кордесии. И хотя эти розы великолепны и в более южных областях России могут вырастать в дивные высокие роскошные кусты, для Северо-Запада России и подобных климатических местностей больше подходят розы другой большой группы – рамблеры. Это розы совсем другого типа – с очень длинными побегами (до 3-4 метров и более), легко поддающимися подвязыванию к опорам любой конфигурации. Именно они формируют фантастическое количество цветов в невероятных соцветиях – целых фонтанах некрупных цветов. Они могут быть махровыми или простыми – это почти не влияет на общий потрясающий эффект. Пик их популярности пришёлся на конецХ1Х – начало ХХ века, и большинство селекционеров той эпохи, поддавшись их колдовскому очарованию, приняли участие в сотворении сказки. Появление рамблеров радикально изменило и внешний вид садов с розами, стало возможным переместить буйство и роскошь в вертикальную плоскость, поднять розовое великолепие на разнообразные опоры, придать им необычные формы. В результате – фонтаны и фейерверки восхитительных цветов расцветили небо в садах и позволили ландшафтным изыскам оторваться от земли.
    Прошло столетие, менялись моды в мире роз, появлялись новые имена и новые сорта. Но стоит человеку, влюблённому в розоводство попасть в парк Багатель в Париже в период массового цветения рамблеров – и это вмиг меняет его жизнь. Наступает ощущение, что была какая-то жизнь до Багателя и теперь наступила новая – после. И появляется МЕЧТА – создать нечто подобное в своём саду, чтобы чудо было рядом.

парк Багатель в Париже

    Тут же возникает масса вопросов – а сохранились ли сорта, которые вас так вдохновили, а как их правильно посадить, как ухаживать, как сохранять зимой?
     Как это ни странно, но многие из тех сортов, что составляют славу и гордость старинных парков с плетистыми розами, не утратили своего значения и по сей день, и лучшие из них до сих пор выращиваются и размножаются питомниками. Поэтому затея воссоздания какой-нибудь детали старинного парка – отнюдь не фантастика.
      Что же за сорта можно использовать для вертикального озеленения северных садов?
     Первый фаворит, который не утратил своего значения до наших дней – бессмертная Excelsa (Эксцельза) – один из лучших старинных рамблеров, способный цвести на побегах прошлого года и не требующий сохранения более старой древесины. Может вырасти до 3 и 4 метров, легко принимает любую форму и прекрасно зимует в сухо-воздушном укрытии. Побеги достаточно гибкие и легко укладываются на зиму. Может схватить мучнистую росу, но практически никогда не болеет чёрной пятнистостью. А от МР – легко вылечивается топазом даже при однократном применении. (Кстати сказать, большинство старинных рамблеров  чувствительны именно к мучнистой росе. А поскольку это не самая опасная болезнь роз, то можно считать, что эта группа роз – одна из самых мало-проблемных).

Excelsa

      Следующий сорт, который смело можно рекомендовать для вертикального озеленения даже небольшого участка, - Goldfinch (Голдфинч). Сорт не вырастает гигантским, формируя очень гармоничное растение с плетями 2,5-3 метра. Обладает редким для рамблеров сливочно-жёлтым цветом цветков, который по мере отцветания становится кремовым. Великолепно дополняет розово-красную, малиновую, лиловую и фиолетовую гамму, которая преимущественно свойственна старинным рамблерам. Сорт более устойчив даже к проклятию старых плетистых сортов – мучнистой росе. И поистине бесценным качеством этого сорта, важным для ландшафтной практики, является способность цвести практически с самого основания прошлогодних побегов, поэтому, когда в небольшом саду не нужно закрывать поверхность огромного размера, Goldfinch  можно срезать на любой высоте, и всё равно будет обильное цветение.

Goldfinch


         Немного иначе ведёт себя, например, Long John Silver (Лонг Джон Сильвер).  Цветение у него бывает не на прошлогодних побегах, а на побегах более высокого порядка – 3 лет и старше, а это конечно усложняет уход и содержание этого сорта, как впрочем и некоторых других старинных рамблеров. Но восхитительное совершенство крупных почти чисто-белых цветов вызывает желание иметь этот прекрасный сорт в своём саду.

 Long John Silver

        Ещё один сорт, о котором хочется сказать -  Bleu Magenta
Bleu Magenta
(Блё Мажента). Он появился на цветочном рынке довольно поздно – в 1933 году, когда звёздный час рамблеров уже был в прошлом, но его появление оживило интерес к этому классу роз, в силу совершенно уникального цвета его цветов. При своём распускании они удивительно бархатно фиолетово-пурпурные, а при отцветании – приобретают сизовато-голубой оттенок.


         И в заключение описаний однократно цветущих плетистых роз просто не могу не упомянуть божественного Алхимиста (Alchymist), который вывел Раймер Кордес в 1956 году. Однократность цветения и форма цветков были совершенно немодными в год его создания и ещё десятилетия после. Его популярность пришла позже – когда вошли в моду розы со старинной формой цветков. Цветы обладают роскошным ароматом, а цвет просто невозможно передать одной фразой, потому что он постоянно меняется  – сначала он золотисто-оранжевый, потом постепенно насыщается розовыми и коралловыми оттенками. Пожалуй, прав Кордес, назвав его Алхимиком – есть в нём что то от волшебства, с помощью которого алхимики пытались из простых металлов добыть золото. Сорт очень зимостоек и в целом довольно устойчив к болезням. Но нельзя сказать, что он очень прост – зацветает впервые иногда только на 4 год, колюч и не очень удобен в уходе. Однако то волшебство, которое поселяется в саду, где посадили Алхимист, искупает все его маленькие недостатки, и горячо заставляет желать его в саду!

Alchymist
         Любая из перечисленных роз – великолепна, и есть ещё десятки других, которые с успехом можно выращивать в северных садах. Самая сложная операция, которую нужно освоить, если вы решитесь выращивать рамблеры – это зимнее укрытие. Но по своей сути оно ничем не отличается от укрытия любых других групп роз (не считая парковых). Важно, чтоб под укрытием было сухо и по возможности не было листьев. Тогда перезимовка практически гарантирована, и ваши усилия вознаградятся волшебной феерией, поистине сказочной картиной, которая может продолжаться месяц. А иногда и дольше. И при нашем недолгом лете – это немало, и вряд ли какая другая группа роз способна настолько преобразовать ваш сад, как однократно цветущие рамблеры.